Банальность: «Демократия это власть демоса в
интересах этого демоса»... Увы, это не банальность. Хуже. Это миф и лесть
«демосу» такого же грубого толка, как: «пролетариат – передовой класс и
гегемон».
В порыве гордыни, демократы утверждают, что
они-де «нанимают власть». Но, чем, кроме одежки и манеры говорить, может
руководствоваться, к примеру, пианист, нанимая на работу специалиста, скажем, по сверхпрочным сплавам? - Ничем.
Однако, если пианист не может иначе как по одежке нанять специалиста по
сверхпрочным сплавам, то как может он судить о наличии или отсутствии качеств,
нужных для управления страной у кандидата в президенты или депутата Думы, если
он об этом управлении знает еще меньше, чем о сверхпрочных сплавах? А может ли
вполне достойный сантехник высказать хоть что-то приближенное к реальности об
оптимальном распределении бюджета по статьям расходов, способен ли он оценить
источники бюджетных поступлений и влияние на них тех или иных предложений
кандидатов, если они будут реализованы?
Любой здравомыслящий человек скажет – нет, ни
пианист, ни сантехник этого сделать не могут. Ибо, серьезное мнение или, хотя
бы, квалифицированное сопоставление и оценка мнений «авторитетов» , по любому
из реальных вопросов политики и экономики – от ввода войск в Афганистан до
монетизации льгот, - требуют профессиональных знаний, которыми подавляющее
большинство «демоса» не располагает и располагать не будет никогда. Демос – то
есть собрание миллионов людей ничем и ни в чьих интересах управлять не может по
простой причине: демос тотально некомпетентен и он не может ни принимать
компетентных решений, ни компетентно оценить компетентность своих
"представителей", которых ему надлежит выбирать.
Свидетельство тому то, что главными темами
предвыборных дебатов во всех «демократических» странах становится, что угодно:
цвет носков кандидатов в президенты, их рост, отношения с любовницами и
абсолютно маргинальные вопросы типа разрешать или не разрешать браки
гомосексуалистов, плюс, разумеется, стандартный популизм. В результате,
предпочтения демоса на выборах складываются под влиянием случайных впечатлений и
сиюминутных эмоций, вызванных бессмысленной пропагандой кандидатов, построенной
по принципу: «Я не халявщик, я партнер».
Это должно было бы, на первый взгляд, привести
к неминуемой катастрофе общества, в котором «демос осуществляет власть в своих
сиюминутных интересах».
Именно эти, более чем очевидные
обстоятельства, вызывали критику демократии с момента ее зарождения. «Как же
может существовать общество, следующее изменчивым настроениям толпы? Каких
«своих представителей» толпа наизбирает, если она о них судит по признакам, не
имеющим ничего общего с их профессионализмом?!» - недоуменно восклицали
свидетели «демократических» революций, начиная с конца 18-го века.
Однако, «демократии» существуют. И, как
показала история, демократические страны вполне стабильны. Казалось бы, это
противоречит логике вещей. Парадокс?
Нет парадокса. Если бы демократия была бы
властью демоса, так бы оно и было. Однако, недоуменные комментарии критиков,
равно как и восторги «кухарок», решивших по случаю поуправлять государством,
основаны на том, что ничего не значащие слова и обряды приняты ими за существо
дела.
Несмотря на то, что слово демократия происходит
от слов «Демос» и «Кратос», настоящая, работающая демократия, как социальный
инструмент, никакого отношения к власти демоса не имеет ни по генезису, ни по ее
актуальному состоянию. Демократия работает не так, как это следует из
этимологии этого слова и «демократических обрядов».
Демократия родилась в Европе как
противоположность аристократии – то есть праву наследования элитарного положения
по крови. Это противопоставление не было случайным.. Наследование элитарного
статуса и ранга по крови – естественная характеристика европейской аристократии.
Попасть в аристократию иначе, чем по крови было почти невозможно. Особую роль в
организации европейского общества играла также церковь со своей элитой, в
которой появление церковной аристократии предупреждалось целибатом. Но роль
церкви - это отдельный вопрос.
То, что сегодня называется демократией,
появилось, когда возник класс людей настолько богатых, что масштаб решений,
принимаемых ими, сравнялся с масштабом решений, доступных ранее только
аристократии и церкви. Какой-нибудь Ротшильд мог дать денег на войну королями, а
мог и не дать - и война не могла бы состояться. Де-факто, вне рамок аристократии
и помимо церкви, вырос новый вид элиты, реализующих власть капитала. Иными
словами, исторически, демократия – это легитимизация в качестве элиты верхушки
третьего сословья, не более того. С усложнением общественной структуры, можно
говорить о появлении еще одной власти – власти управления и о четверном властном
сословии и еще одной элиты:
бюрократии или более широко и современно, о менеджменте, от воли которого
зависят и остальные классы
... Однако, для судеб «пятого сословья» -
демоса, равно как и для демократии, все это малосущественно. Круг элиты, как бы
она не формировалась и какие формы власти она бы не реализовывала, крайне узок и
знаменитые «верхние десять тысяч» - это серьезное преувеличение. Элита – это
всегда орден и попасть в него могут только те, кто прошел надлежащие ступени
посвящения. Так было и будет во веки веков.
Ну, а демос... Что демос? – Это именно элита
выдвигает из своих рядов двух, трех, - да хоть десять! – вполне для нее
равноценных и управляемых кандидатов. На долю же демоса остается только обряд
голосования, в ходе которого он и осуществляет ритуал демократической веры,
случайным образом определяя победителя из выставленных напоказ и выбранных
элитой «героев». Проделав обряд, демос получает чувство глубокого и полного
удовлетворения, полагая, что работая барабаном «Спортлото», он «управляет
страной». Правда, жизнь и судьба демоса от сделанного им выбора зависит
немногим больше, чем от вхождения Марса в созвездие Водолея