22 сентября 2010 г. президент Российской Федерации окончательно разрешил
вопрос о поставках зенитно-ракетных комплексов С-300, а также ряда других
вооружений в Иран. Этот шаг был активно поддержан США и Израилем в первую
очередь потому, что комплексы С-300 не входили в перечень вооружения, чьи
поставки в Иран были ограничены известными санкциями СБ ООН, которые также
поддержала Россия. Итак, наша страна в историческом споре между Западом и Ираном
заняла сторону Запада. Еще некоторое время назад позиция не была определена
столь четко: в 1989 г. военно-техническое сотрудничество началось, затем, было
прекращено по соглашению Гор-Черномырдин в 1995 г., затем вдруг выяснилось, что
США не выполняют свою часть обещаний по соглашению, и сотрудничество было
возобновлено в 2000 г. Теперь, после двух лет задержек с поставками и колебаний,
Москва отказывается от сотрудничества уже однозначно. Вероятно, недружественный
Иран без С-300, без Бушерской АЭС, прерванные контракты по множеству позиций
вполне отвечают геополитическим интересам России.
----------------------<cut>----------------------
Сейчас в сети уже опубликовано множество статей, так или иначе комментирующих
отказ России от поставок в Иран новейшего оборонительного вооружения. Рекомендую
нашим читателям ознакомиться с материалами нашего автора Юрия Лямина, многие из
которых посвящены проблеме российско-иранских отношений, в том числе и поставок
российских ЗРК, статью агентства Хвиля «Медведев поддержал США и Израиль, особое
мнение Максима Шевченко по этому вопросу, статью Эльдара Касаева о странной
политике России в отношении Ирана. Все эти статьи, так или иначе, комментируют
сам факт фактического отказа России от военно-технического сотрудничества с
Ираном и его ближайшие последствия. Мне же хотелось бы поговорить о далеко
идущих последствиях этого шага российского руководства, о том, как это отразится
на будущем России, Ирана и Ближнего Востока в целом, сделать некоторые далеко
идущие прогнозы на основе имеющихся данных.
Будущее российско-иранских
отношений
В настоящее сотрудничество между Россией и Ираном находится на достаточно
высоком уровне, хотя могло бы быть и гораздо выше. Иран – одна из немногих стран
мира, которая закупает у нас не сырье, а высокотехнологичную продукцию,
включающую не только вооружения, но и гражданские самолеты, системы для метро и
прочего железнодорожного транспорта, автомобили и технологии мирного атома. В
последнее время Россия показала себя как ненадежный партнер не только в области
поставок оружия. Крайне затянутым оказался ввод в строй Бушерской АЭС. Также
Россия постоянно подвергается критике со стороны Запада и задерживает отправку в
Иран самолетов Ту-204 и Ту-214. Уже сейчас Иран находится в поиске новых, более
стабильных поставщиков различной продукции, и на первое место среди них выходит
основной конкурент России в этом направлении Китай. Подробнее о сотрудничестве
КНР и ИРИ можно прочитать в статье КНР и вопрос возможного ужесточения санкций
против Ирана. Разумеется, китайские партнеры пока не могут обеспечить все
потребности иранской экономики, однако, иранские инвестиции в совместные проекты
в самое ближайшее время способны ликвидировать этот разрыв. Без российских
поставок Иранская армия проживет, приобретая китайские аналоги С-300, однако,
насколько долго продлится само существование государства без поддержки
России?
Принимая сторону США и Израиля в отношении Ирана Россия соглашается с ними в
главном: иранская политическая система не достойна доверия, не может считаться
дружественной России. Фактически, Москва идет на прямые экономические потери и
будет выплачивать штрафные санкции до 200 млн. долларов за срыв поставок, лишь
бы оружие не попало в руки Тегерану.
Интересно, какие преференции от США и Израиля мы получим за отказ от
контрактных обязательств? Сие остается тайной. Торжественный разрыв соглашений
показан как односторонняя инициатива России, произведенная вне всяких договоров
и обязательств перед другими сторонами. Может быть, США в ответ отказались
поддерживать режим Саакашвили и поставлять туда вооружение? Или согласились
проголосовать за вступление России в ВТО? Или отменили знаменитую поправку
Джексона-Вэйника? Нет, ничего этого не произошло. Может быть, были заключены
какие-то секретные соглашения, типа Гор – Черномырдин? Это нам неизвестно,
однако, можно предположить, что закончатся они точно так же – невыполнением США
своих обязательств. Правда, как и в 2000 г., Россия потеряет рынки вооружений и
деловую репутацию. Однако, даже не это самое главное. Отказываясь поставлять
оружие Ирану Россия пододвигает Исламскую Республику еще на один шаг к пропасти,
к историческому поражению. Может быть, это выгодно России?
Сценарии смены власти в Иране
Как известно, Иран является одним из главных декларируемых противников США.
Это связано с множеством факторов: Иран официально провозглашает альтернативный
курс развития, основанный на критике сложившейся мировой либерал-демократической
системы. Исламская революция и создание ИРИ сопровождалось штурмом посольства
США и провалом операций по освобождению американских дипломатов. Президент Ирана
Махмуд Ахмадинежад чрезвычайно харизматичен и популярен за рубежом даже больше,
чем в собственной стране. Тегеран официально провозглашает Вашингтон и Тель-Авив
своими противниками, а США и Израиль мечут громы и молнии в адрес ИРИ. Наконец,
даже сама мысль о возможности создания в Иране ядерного оружия вызывает ужас в
США и Израиле. Нет никаких сомнений в том, что США хотели бы сменить режим в
этом государстве, однако, что ждет страну в случае реализации такого
сценария?
В арсенале США три сценария смены власти в Иране: два мирных и один военный.
Первый мирный сценарий предполагает изменение политики в выгодную для США
сторону при сохранении существующей правящей элиты. В таком случае к власти
приходят наиболее умеренные представители исламского руководства, отказывающиеся
от наиболее одиозных проектов и аксиом Хомейни. Этот сценарий уже был реализован
в Ливии, например, однако вряд ли подходит для Ирана: слишком серьезны
противоречия между идеологией ИРИ и США, слишком много поражений понесли США во
время исламской революции, слишком много собственности потеряла прежняя элита,
которая лелеет идею о возвращении к власти и находится в настоящее время в том
же США. Этот вариант устроил бы европейцев, однако, вряд ли их будут слушать,
пока они не предложат готовый реализуемый план и возьмут всю ответственность за
его реализацию на себя.
Следующим сценарием станет провоцирование внутренних беспорядков, в
результате которых свергается существующий режим и к власти приходит
проамериканское правительство. Похожие варианты были с успехом реализованы на
Украине, в Грузии, Сербии и некоторых других странах (т.н. сценарий «Оранжевая
революция»). Этот вариант кажется наиболее бескровным, дешевым и отвечающим
интересам Вашингтона, однако, в настоящее время выявлены некоторые трудности в
его реализации. Иран – молодая страна, и множество молодежи готово принять
участие в антиправительственных манифестациях, организованных и поддержанных
из-за рубежа. Однако, как показали события июня 2010 г., властям удалось создать
не менее мощное молодежное движение, которое защищает интересы правящей элиты.
Также необходимо отметить готовность властей к предполагаемым «оранжевым»
атакам: в июне 2009 г. полиция, внутренние войска и «басиджи» прекрасно
справлялись с демонстрантами, используя при этом как новейшие электронные
технологии, так и авиацию. Выборы показали, что большинство населения не только
согласно с курсом нынешнего правительства, но и готово защищать его. Как бы ни
был благоприятен «оранжевый» сценарий, пока для его реализации как недостаточно
сил у оппозиции, так и достаточно активных сторонников у нынешней власти.
В последнее время все чаще говорят о скорой войне на Ближнем Востоке, хотя,
«последнее время» — понятие растяжимое: первую статью о потенциальной
интервенции США в Иран я написал в 2005 г. Прямая военная интервенция с
последующим приходом к власти проамериканского марионеточного правительства по
сценарию Ирака и Афганистана кажется наиболее вероятным исходом противостояния в
первую очередь благодаря его успешной реализации в соседних странах. К войне
против Ирана Вашингтон подталкивают и Израиль, и многочисленные мигранты из
Ирана времен Исламской революции, и мощное военное лобби. Однако, есть и не
менее существенные факторы, препятствующие реализации этого сценарии.
Во-первых, в случае начала военной операции в Иране, США и их
потенциальным союзникам придется воевать против страны с населением в 75 млн.
человек. Это чуть больше, чем в 60-70-е гг. ХХ в. во Вьетнаме, причем, иранцы в
годы ирано-иракской войны показали себя очень храбрыми бойцами. Мне кажется, мир
еще не столкнулся с таким явлением, как шиитский террорист-смертник: в свое
время тысячи молодых иранцев сложили свои головы в массированных атаках на
иракские позиции, идя на верную смерть. Если американцам вздумается напасть на
Иран, то они столкнутся с беспримерным сопротивлением, намного превосходящим
уровень Ирака и Афганистана.
Во-вторых, нынешний иранский режим известен тем, что не препятствует
выезду своих граждан за рубеж. Мало того, существует множество программ по
отправке молодежи заграницу для обучения в университетах, в том числе в США.
Можно предположить, что как минимум некоторые из этих молодых людей поведут
партизанскую войну против США прямо на их территории и достигнут определенных
успехов в отвращении рядовых американцев от планов их правительства. Армия США
во много раз сильнее иранской и разбить ее не будет сложно. Однако, перспективы
народной войны вырисовываются в невыгодном для США свете.
Как мы уже отмечали, режим Ахмадинежада чрезвычайно популярен за рубежом. По
сравнению с харизматичным иранским лидером меркнут и Саддам Хусейн, и Осама бин
Ладен. В случае агрессии США президент ИРИ может обратиться в мировой
общественности поддержать жертву агрессии, и американские объекты подвергнутся
атакам не только в странах Ближнего Востока, но и в России, Германии, Индии,
Индонезии, везде, где есть мусульмане и ненавистники США.
Не пользуется поддержкой война против Ирана и в самих США. Операции в Ираке и
Афганистане уже успели стать непопулярными, а повод для вторжения в Ирак –
мнимое создание Саддамом Хусейном оружия массового поражения – устарел и вряд ли
будет повторен. Для одобрения атаки против Иране требуется событие, по своему
политическому влиянию не меньшее, чем атака небоскребов на Манхэттене в сентябре
2001 г.
Фактически, ни один сценарий из вышеперечисленных в настоящее время
нереализуем. Однако, Вашингтон ведет комплексную подготовку к потенциальной
реализации каждого из них.
Что ждет Иран в случае свержения исламского режима?
В случае реализации одного из возможных сценариев свержения нынешнего режима
в Иране отнюдь не наступит стабильность и демократия. Сейчас многие с
ностальгией вспоминают времена шаха, однако, прямое возвращение к старым
временам невозможно. Обращая внимание на соседние с Ираном Афганистан и Ирак,
можно прогнозировать схожую ситуацию в Иране в случае смены руководства.
Поскольку значительная часть населения страны в целом поддерживает исламское
правление, как это показали выборы 2009 г., Иран ожидает гражданская война,
отягощенная межэтническими и межрелигиозными противоречиями. Вероятно, Иранский
Азербайджан захочет отделиться и станет наиболее стабильной частью Ирана,
подобно Иракскому Курдистану. В остальной стране будет примерно то же самое, что
и в нынешнем Ираке и Афганистане.
Иранские нефтяные запасы будут проданы или, в случае войны, присвоены
транснациональными корпорациями. Социальная стабильность сведена к минимуму.
Близость Афганистана повлияет на безудержный рост наркотраффика, который пойдет
в Россию и Европу через Кавказ и Каспийское море. Огромное количество беженцев
отправится через границу в Турцию, республики Южного Кавказа и Россию. На
огромных пространствах от границ Китая до границ Сирии растянется зона
нестабильности.
Причем, совершенно необязательно этот факт можно будет расценивать как
поражение Вашингтона и неспособность американских властей создать нормальные
условия для жизни населения. Это и не входит в планы американского руководства.
В задачу США входит обеспечение невероятности сценария возникновения в Евразии
альтернативного центра силы, основанного на коммунистическом ли, исламском ли
или каком-либо ином проекте. Проще всего для достижения этой цели – обеспечивать
вялотекущую войну, благо, поводов для нее всегда на Востоке достаточно
Источник: http://nnm.ru/blogs/master222/chto_zhdet_iran_v_blizhayshem_budushem/#cut |