Часть документов 6 января рассекретило правительство Ивара Годманиса, опубликовав "Письмо о намерениях" - фактически запрос средств у МВФ и прилагающийся к нему "бизнес-план", т.е. программу действий. Остальное - оценка экспертов МВФ, изложение других обсуждавшихся вариантов, причины, по которым был выбран действующий, и главное - анализ его выполнимости и связанных с ним рисков до сих пор доступны не были. Условия, на которых предоставляют средства другие заемщики, до сих пор разглашались минимально. МВФ стал первым из кредиторов, кто в рамках "пакета спасения" выделил Латвии реальные деньги - как уже сообщала Б&Б, 1,68 млрд. евро до 2011 года. Однако сам фонд подчеркивает: успех разработанному правительством Годманиса плану отнюдь не гарантирован. Едва ли не главная причина - решение уберечь нынешний курс лата, который фактически все-таки очень переоценен по отношению к евро.
Дефолт не исключен"Предлагаемое соглашение с Латвией несет в себе значительные финансовые риски для фонда", - считают эксперты организации в датированной 19 декабря прошлого года "Оценке рисков". Фактически неспособность вернуть МВФ взятое взаймы и будет означать, что программа спасения не сработала и страна оказалась в состоянии дефолта.
"Значительный внешний долг и концентрирование программы на поддержании нынешней привязки лата может негативно сказаться на способностях Латвии вернуть фонду заем. Опыт других стран с привязкой национальных валют по фиксированному курсу или к корзине валют свидетельствует о том, что исправление значительного дисбаланса курса валюты без ее прямого обесценивания - крайне сложная операция. Сохранение привязки требует долгосрочной и неукоснительной фискальной дисциплины и от государственного, и от частного секторов. Необходимы также значительная внешняя финансовая поддержка, эффективные механизмы реструктуризации частных долговых обязательств и восстановление доступа на международные рынки капитала. Последнее во многом зависит от нормализации положения на этих рынках", - говорится далее в документе.
"В таких условиях неполное осуществление программы, сохраняющаяся по внутренним или внешним причинам нестабильность финансового сектора и недостаточные структурные реформы, которые не смогут повысить конкурентоспособность экономики страны, представляют значительный риск".
Изначально, что бы там ни заявляли представители правительства, МВФ настойчиво предлагал Латвии пойти на расширение коридора привязки лата к евро.
Та же девальвация, только название другоеВ другом документе пакета - "Докладе штатных экспертов", завершенном 19 декабря, честно говорится, что изначально фонд не предусматривал сохранения твердого лата. Из нескольких рассмотренных сценариев предпочтение было отдано "двухходовке".
На первом этапе должно было произойти расширение коридора привязки лата с нынешних +- 1% от центрального курса до дозволенных Евросоюзом +-15% (фактически 15-процентная девальвация; эта идея, как уже писала Б&Б, обсуждалась еще в конце лета 2007 года). В результате краткосрочный спад экономики был бы более глубоким, однако затем подъем стал бы куда более стремительным. Резко улучшившаяся конкурентоспособность помогла бы стремительно сжать дефицит текущего счета платежного баланса - в основном за счет сокращения импорта, поскольку реакция "недоразвитого экспортного сектора" была бы сравнительно медленной. В целом частное потребление упало бы на 6%, а инвестиции частного сектора, судя по опыту других стран, - примерно на 5%.
Вторым этапом должен был стать стремительный переход на евро - уже по новому, более низкому курсу. В этом случае отпала бы необходимость реструктуризации долговых обязательств банков и компаний и частных лиц перед банками. Потребность страны во внешнем рыночном (или "благотворительном") финансировании сократилась бы, поскольку банки страны получили бы прямой доступ к финансовым ресурсам Европейского центрального банка.
План, однако, принят не был - не столько из-за позиции Латвии, сколько из-за возражений Еврокомиссии, категорически выступавшей против "экспресс-перехода" на евро. МВФ однозначно снимает с себя ответственность за выбранную стратегию: "Власти Латвии понимают, что их несгибаемая приверженность твердому лату влечет за собой тяжкие последствия, включая и необходимость фискального ужесточения, и вероятность того, что рецессия будет затяжной, возможно, в большей степени, чем если бы была избрана другая стратегия".
В итоге МВФ, скрепя сердце, согласился на уже действующий план. По нему, судя по прогнозам МВФ же, Латвия все равно получит все перечисленные выше минусы без де-факто девальвации. Плюсы же страна если и увидит, то не скоро.
Госплану и не снилось"В отличие от других стран, выходивших из кризиса, Латвия не сможет рассчитывать на благоприятные внешние условия. Политическая поддержка реформ может иссякнуть, конкурентоспособность может и не вырасти, а доверие финансовых рынков - не вернуться достаточно быстро", - предупреждают далее эксперты МВФ.
Чтобы избежать такого поворота событий и все-таки сохранить одолженные Латвии деньги, фонд учреждает крайне жесткий механизм отчетности. Ничего подобного латвийские ведомства не переживали и во времена тотального контроля из Москвы.
В главном документе пакета - "Меморандуме о взаимопонимании" - перечисляется ряд мероприятий, которые еще предстоит предпринять властям, а также указываются четкие критерии реализации и сроки, в которые положено о них отчитываться. Невыполнение любого из этих условий означает автоматический отказ в выделении следующего транша - и можно быть уверенным, что в этом случае примеру МВФ последуют и другие кредиторы.
В самой болезненной для МВФ части - поддержании курса лата - основные обязательства ложатся на Банк Латвии. В частности, определены минимальный размер иностранных резервов БЛ и потолок деноминированных в латах активов. Первый показатель к 31 декабря этого года разрешено довести до 1,531 млрд. евро (фактически - своего рода овердрафт, который покроют международные кредиторы). Второй к этому же дню может достичь максимум 2,928 млрд. евро. По состоянию на 31 декабря 2008 года они составляли 2,103 и 0,951 млрд. евро соответственно.
Аналогичным образом устанавливается потолок расходов на зарплаты и фискальный баланс "общего управления" - т.е. структур правительства и самоуправлений. Эти показатели определены не в процентах от ВВП, а гораздо жестче - в млн. латов, причем не на полный бюджетный год, а поквартально.
Помимо уже выполненных правительством "домашних заданий" (в частности, ревизии бюджета-2009 с сопутствующими изменениями в налогах, расходной и доходной частях), соглашение с МВФ включает в себя и список политических, по сути, шагов, обязательных в этом году, с расписанными с точностью до дня "последними сроками". Список сформулирован даже не в повелительном наклонении и не в форме обещания, а, так сказать, по факту - просто в будущем времени (см. врезку).
Свой (и других заемщиков) риск МВФ страхует требованием подробных отчетов. Помимо "больших" ежеквартальных документов Латвии предстоит рапортовать фонду практически в режиме "сводок с полей".
Так, Минфин должен ежедневно (!), к концу следующего рабочего дня, докладывать об итогах (сальдо-бульдо) всех (!!!) операций по реструктурированию банков, проведенных не только правительством, но и самоуправлениями (!!!). В том же темпе предстоит отчитываться об общей сумме просроченных внешних платежей правительства и самоуправлений.
Банк Латвии, в свою очередь, каждый день к вечеру должен предоставлять сведения за предыдущие сутки - о проведенных валютных операциях (включая и предъявленные правительству из-за рубежа к оплате счета и осуществленные платежи), а также обо всех валютных операциях на межбанковском рынке. Также ежедневно фонду следует отправлять данные о курсах иностранных валют.
Комиссия по рынку финансов и капитала каждые 24 часа обязана слать в МВФ две сводки - по объему депозитов во всех банках страны и детализированную по депозитам в Parex banka.
В общей сложности трем ведомствам предстоит слать 6 ежедневных отчетов, один еженедельный, 13 ежемесячных, 5 ежеквартальных и один ежегодный.
Ни в одном из них не предусматривается рассказ о мерах, предпринятых для поддержки частного сектора. Это направление на 102 страницах документа присутствует только на уровне элементов макроэкономического пейзажа.
Унылый ландшафтМВФ, перепроверив предоставленный правительством прогноз, приходит к выводу, что спад экономики продлится минимум 2 года. Реальный ВВП продолжит сокращаться по меньшей мере до 2011 года. Падающие зарплаты и растущая безработица приведут к существенному уменьшению частного потребления. Одновременно из-за неспособности латвийских банков удовлетворить потребности в финансировании резко упадет и объем инвестиций. Спад ВВП достигнет 5% в 2009 году и еще 3% - в 2011-м.
Инфляция, двузначная на протяжении всего прошлого года, резко замедлится. По итогам 2009 года она не превысит 6%, а в декабре-2009 по сравнению с декабрем-2008 составит чуть более 3%, несмотря на увеличение косвенных налогов (НДС и акцизы) и административно регулируемых цен.
Несмотря на неблагоприятную внешнюю среду, дефицит текущего счета платежного баланса сократится с 14,7% от ВВП по итогам прошлого года до 7,2% по итогам этого.
Прямые иностранные инвестиции существенно уменьшатся, финансовый и капитальный текущие счета вместо профицита в 2,2 млрд. евро в 2008 году уже в нынешнем году войдут в глубокий - такого же размера - дефицит. Отток депозитов нерезидентов значительно расширится.
В этих условиях уменьшится рефинансирование ранее взятых банками на себя обязательств. Финансово-кредитные учреждения, принадлежащие иностранному капиталу, перекредитуют до 80% долгов, находящиеся в местных и государственных руках - до 40%.
Частные компании в целом сумеют перекредитовать только 40% своих внешних (т.е. в иностранной валюте. - &) займов. Эта мрачная цифра, выведенная МВФ, - синтетическая и основывается на предположении, что небанковские финансовые структуры, принадлежащие иностранцам, смогут "перелить в будущие" до 75% своих обязательств. Бюджетные предприятия добьются продления примерно половины займов. Для частных фирм, составляющих огромное большинство местного частного сектора, в первую очередь занятых в строительстве и недвижимости, этот показатель будет, как аккуратно формулируют эксперты МВФ, "значительно ниже". Численной оценки не приводится.
Правда, в тексте одним предложением упоминается, что правительство намерено уже к апрелю этого года разработать стратегию рефинансирования частного сектора. В число "твердых обязательств" Латвии перед МВФ эта позиция не включена (по информации &, будет прорабатываться с Европейским союзом).
За время действия программы (т.е. до 2011 года) Латвия обязалась перенести около 4% от ВВП с прямых налогов на косвенные (например, с подоходного на НДС), а также увеличить базу налогообложения путем введения налога на прирост капитала и расширения сферы применения налога на недвижимость в 2010 году. Предстоят также всеобъемлющие реформы гос- и местного управления, системы образования, гражданской службы и механизма индексации пенсий (после его полной остановки в текущем году).
Как уже сообщала &, в общей сложности пул международных кредиторов предоставит Латвии 7,5 млрд. евро. Свои условия пока ясно сформулировал только Международный валютный фонд. Требования остальных участников спасательной операции во главе с Еврокомиссией, которая предоставит в общей сложности 3,1 млрд. евро (2,2 млрд. из них - в первом полугодии), скорее всего, будут в общих чертах повторять выдвинутые фондом. Однако наверняка будут и частности, о которых Латвии еще только предстоит узнать.
Политические обязательства Латвии перед МВФ 31 января 2009 года. Национальный Трехсторонний совет по сотрудничеству создаст Комитет по популяризации умеренности в зарплатах. 31 января 2009 года. Правительство рассмотрит и, по необходимости, изменит нормы, регламентирующие экстренное предоставление ликвидности. 31 марта 2009 года. Завершится тщательное изучение банковской системы. 30 апреля 2009 года. Будет разработана всеобъемлющая стратегия реструктуризации долгов. 30 июня 2009 года. Начнут работать поправки к законам, регламентирующим деятельность банков, и Комиссия по рынку финансов и капитала, Банк Латвии и правительство получат полномочия для восстановления финансовой стабильности в случае системного кризиса. 30 июня 2009 года. Будут приняты поправки к законам о бюджете, предусматривающие усиление финансовой ответственности, отчетности и прозрачности. 30 июня 2009 года. Будет дополнен закон о неплатежеспособности с тем, чтобы обеспечить упорядоченную и эффективную реструктуризацию долгов. |
Июнь 2008 г. | После девальвации в 15% | Изменение | |
Частный сектор | 71,4 | 82,1 | 10,7 |
В том числе: | |||
предприятия | 46,4 | 53,4 | 7,0 |
физические лица | 25,0 | 28,7 | 3,7 |
Источник: МВФ, Republic of Latvia, Request for Stand-By Arrangement |
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008* | 2009** | 2010** | |
Прирост реального ВВП, % | 8,7 | 10,6 | 12,2 | 10,3 | -2,0 | -5,0 | -3,0 |
Прирост частного потребления, % | 9,8 | 11,2 | 21,2 | 13,9 | -6,3 | -7,5 | -6,0 |
Прирост накопленных инвестиций, % | 23,8 | 23,6 | 16,3 | 8,4 | -10,0 | -12,0 | -8,5 |
ВВП, млрд. евро | 11,1 | 12,9 | 15,9 | 19,9 | 21,7 | 21,5 | 21,2 |
Частные инвестиции, % от ВВП | 28,7 | 29,3 | 34,5 | 31,4 | 25,5 | 22,8 | 22,6 |
Экспорт, % от ВВП | -15,6 | -14,4 | -21,5 | -20,3 | -12,8 | -8,5 | -6,0 |
Инфляция, в конце периода, % | 7,4 | 7,1 | 6,8 | 14,0 | 11,9 | 3,3 | 1,9 |
Безработица, % | 10,6 | 8,7 | 6,8 | 6,2 | 6,7 | 9,0 | 11,0 |
Прирост реальных доходов населения, % | 3,5 | 9,1 | 15,2 | 19,7 | 5,2 | -4,6 | -5,4 |
Внешний долг, % от ВВП | 92,5 | 99,9 | 114,7 | 134,1 | 129,2 | 138,1 | 143,2 |
* - оценка экспертов МВФ; | |||||||
** - прогноз МВФ. | |||||||
Источник: МВФ, Republic of Latvia, Request for Stand-By Arrangement |
2006 | 2007 | 2008* | 2009** | 2010** | |
Общие сборы и поступления | 4029 | 5354 | 5806 | 5258 | 5448 |
В том числе: | |||||
от налога на прибыль предприятий | 254 | 400 | 242 | 242 | 287 |
от подоходного налога с населения | 657 | 888 | 1020 | 800 | 745 |
от платежей социального страхования | 959 | 1265 | 1432 | 1156 | 1107 |
от НДС | 931 | 1203 | 1135 | 941 | 1202 |
от акцизов | 366 | 453 | 543 | 565 | 631 |
Расходы | 4128 | 5255 | 6269 | 6701 | 6171 |
В том числе: | |||||
на зарплаты | 789 | 1060 | 1248 | 884 | 819 |
на программы социальной поддержки, включая пенсии | 898 | 1087 | 1333 | 1525 | 1542 |
* - оценка экспертов МВФ; | |||||
** - прогноз МВФ. | |||||
Источник: МВФ, Republic of Latvia, Request for Stand-By Arrangement |