|
ПРОТИВ ВЫБОРОВ - ЗА САМООРГАНИЗАЦИЮ!
ПРОТИВ ВЫБОРОВ - ЗА САМООРГАНИЗАЦИЮ! Накануне муниципальных и европарламентских выборов, все пространство вокруг наполнилось стандартным предвыборным популизмом. Снова "избранные" и желающие таковыми стать из кожи вон лезут, что бы убедить нас всех в очередной раз исполнить этот демократический ритуал. Снова мы все воочию можем убедиться в том, что народ нужен "избранным" только в качестве голосующей толпы - на всех площадях стоят партийные агитаторы, на всех перекрестках раздают партийную макулатуру, со всех телевизионных каналов партийные болтуны в очередной раз обещают процветание... Только выберите! Мы тоже публикуем свою предвыборную программу. Наш список идет первым — под номером 0!
ПРОТИВ ВЫБОРОВ! От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Эту аксиому изучают в младших классах школы, но почему в повседневной жизни, мы отказываемся это понимать? За прошедшие годы, самый доверчивый и упертый обыватель, казалось бы, должен был понять, что никакая, даже демократическим образом выбранная власть, не способна существенно улучшить нашу жизнь. Задумайтесь, какая невозможная задача стоит перед «избранными». Ваш представитель должен иметь определенное мнение и голосовать по целому ряду вопросов — военных, экономических, социальных... Даже если исключить вариант предвзятости — может один человек одновременно разбираться в вопросах медицины, промышленности, сельского хозяйства, образования, общественного устройства? Конечно нет. В лучшем случае он станет делать свой выбор под влиянием наиболее успешного демагога (а вы уверены в том, что лучшие болтуны, являются лучшими экспертами)? В худшем, ваш представитель станет голосовать по знаку руководителя своей партии (вы уверены в том, что этот руководитель отстаивает ваши интересы, а не свои, например, набивая карманы откатами)? Притом «избранный» получит широчайшие полномочия – и его решения будут законом. Первоначальный характер избрания депутатов совершенно исказился, оно стало нелепостью. «Избранные» могут закрывать школы, университеты, указывать на каком языке вам говорить, где ходить и что смотреть по телевизору. «Избранные» могут благоприятствовать какой-нибудь отрасли промышленности или же, наоборот, убить ее (вспомните о разворованных предприятиях или закрытых по указу ЕС заводах, о целых отраслях производства, исчезнувших ради политических амбиций «избранных», — всего, что могло бы обеспечить средства к существованию для очень многих). Нужно отметить и поразительную беспринципность наших «избранных». Мы постоянно наблюдаем продвижение неактуальных и ущербных для общества проектов, ради личных амбиций властителей (вспомните эпическую библиотеку или концертный зал, невыгодный для общества, но проталкиваемый всеми силами). Если действительно перспективный проект не способен обеспечить щедрый откат — его отклоняют (вспомните задавленную идею строительства ветряков, способных удешевить электроэнергию, или недавнюю историю с установкой е-билетов в рижском транспорте, когда уже после реализации проекта, выяснилось, что соседи-литовцы ввели их в нескольких городах и за гораздо меньшие деньги, они использовали средства ЕС, а наши чиновники побоялись отчетности). «Избранные» не стесняются получать огромные зарплаты в советах предприятий, фактически узаконенных кормушках для прорвавшихся во власть (по количеству занимаемых постов, они часто физически не способны принимать в них деятельное участие). Жизнь уже показала однозначно — политик, который ставит целью прийти к власти посредством партии, преследует исключительно меркантильные цели. Крайне редкие исключения только подтверждают это правило, и недостаточны, что бы как-то изменить ситуацию. Недостатки этой системы уже не зависят от личностей, стоящих у власти: они связаны с самой системой. Что бы понять это, надо уяснить, что в силу краткосрочности полномочий, демократический представитель имеет интересы, противоположные интересам населения. Представим, что только что случились выборы. Что мы регулярно наблюдаем после этого? Первым делом — озверелый дележ, самых «мягких» кресел. Потом начинается суматошное проталкивание «своих» на сытные должности, больше напоминающее базарную склоку, чем поведение достойных людей. Затем, когда все расселись, наступает череда пира — разбазаривания средств, ради личного обогащения «избранных», уничтожения целых отраслей экономики, ради похвалы закулисных «хозяев», бесконечные переписывания формулировок второстепенных законов, ради создания видимости работы, командировок, больше напоминающих курортный отдых... Тут вдруг все замечают, что до новых выборов осталось совсем немного времени. И мы становимся зрителями политической трагикомедии — кто-то вновь начинает разыгрывать националистическую карту и требовать ужесточения языковых законов, кто-то изображает крепкого хозяйственника и в спешке пытается найти этому доказательства (которых, к слову сказать, практически нет), иные тупо критикуют всех подряд. Стоит ли отдельно перечислять предвыборные программы? Одинаково популистские и лживые — каждый, желающий быть избранным, обещает золотые горы, а дорвавшись до власти, неизменно разводит руками и бормочет что-то невнятное, мол, сейчас эти обещания невозможно реализовать, мол, ситуация не та. Проходят выборы — и все по кругу... Действительно, где при такой занятости, найти время на заботы о благосостоянии народа? Все еще не верите в сказанное? Тогда зайдите на местный новостной портал и загляните в архив новостей — почти каждую неделю случаются такие разоблачения, из-за которых в других странах чиновники совершают самоубийства. А у нас напротив — призывают за таких голосовать. Все еще не верите? Тогда попытайтесь вспомнить хотя бы одного «избранного», благосостояние которого сопоставимо с благосостоянием среднего жителя страны. Не получается? А теперь задумайтесь — за что они награждают себя такими огромными зарплатами, если экономика страны лежит в руинах? И теперь, нас вновь зовут идти выполнять священный ритуал избрания. Для этого нам снова лгут, нас снова стравливают, снова запугивают... Режиму нужны, как можно более изолированные друг от друга подданные. И те, кто обладают политической и экономической властью, становятся тем более жестокими в своих требованиях к обществу, чем меньше социального сопротивления они встречают. ЗА САМООРГАНИЗАЦИЮ! Одно из двух: или свободные, равные граждане перестанут отказываться от своих прав в пользу немногих, и постараются найти новый способ организации, какой даст им возможность самим управлять своими делами, или же «избранные» будут продолжать существовать и писать законы ради сохранения своих привилегий в ущерб обществу (вспомните о национализации одного латвийского банка, когда сотни миллионов латов, которыми могли бы быть поддержаны пенсионеры и малоимущие, были потрачены на стабилизацию, в то время, как миллионы самих бывших владельцев банка, заработанные как раз тем, что привело к катастрофе, продолжают лежать в этом банке и приносить огромные проценты своим хозяевам). Если приглядется к ситуации, в которой находится наше общество, то в глаза бросается огромный разрыв между степенью социального недовольства и неготовностью людей предпринять коллективные действия с целью изменения существующего положения. Всем очевидно, что идеальных форм человеческого существования нет в природе. Но человеку свойственно стремиться к этому — так почему же наше общество застыло в оцепенении? Сама жизнь привела нас всех к необходимости действовать самостоятельно и коллективно — самоорганизованно. Чем интересен процесс самоорганизации? Тем, что с его помощью можно полноценно использовать огромный потенциал продуктивной части общества, которая сейчас разрознена и, по сути, не догадывается о своей силе. И потом — кто лучше нас самих, может знать, что нам нужно и чего мы хотим? Неужели «избранные», засевшие на своих шикарных юрмальских и балтэзерских виллах, отгородившиеся от народа рядами полиции и уже, наверное, забывшие, как этот самый народ выглядит в действительности? Часто элементы самоорганизации можно встретить в повседневной жизни — там, где люди теснее общаются друг с другом и лучше ощущают коллективные интересы, например, на стабильных местах работы или в местах компактного проживания. Вся человеческая история пронизана красивейшими примерами самоорганизации. Если не вдаваться в доисторические практики, то сходу можно вспомнить о возникновении некоторых ранних монастырей, основанных без вмешательства властей, исключительно по свободному договору и инициативе обычных монахов (Соловецкий, Валаамский, Успенский в Крыму...). Часто самоорганизованно возникали городские службы в средневековых городах (пожарная, канализация, городские укрепления...), гильдии и ремесленные цеха, призванные защищать и улучшать жизнь отдельных групп горожан. Да и сами вольные города порой управлялись самоорганизованно, без властителей, а зачастую и против их воли. Яркими примерами самоорганизации являются многочисленные коммуны (начиная с религиозных и заканчивая израильскими кибуцами). Самоорганизованными были и остаются независимые профсоюзы рабочих и студенческие самоуправляемые организации (правда у нас эти практики выродились и в нынешнем состоянии редко являются самоорганизацией). На основе самоорганизации существовали, а где-то до сих пор существуют, различные кооперативы (производственные, потребительские...). В современном мире, по некоторым оценкам, примерно половина работы до сих пор выполняется безвозмездно и добровольно родителями, родственниками, друзьями, соседями — это тоже своего рода самоорганизация. Этот, далеко не полный перечень низовых инициатив, наглядно показывает, что везде и во все времена, люди умели сами управлять своей жизнью, делать ее лучше и комфортней. Тогда почему мы способны только жаловаться? Почему, вопреки здравому смыслу, мы все еще ждем, что кто-то за нас сделает нашу жизнь лучше? Да, иногда самоорганизованные начинания оканчивались неудачей. Гораздо чаще такие инициативы душились властью (и даже неважно какой именно, фашистской, советской или вполне демократической) — для любой власти подобные живые примеры общественного творчества и самоуправления, как бельмо на глазу, поскольку отчетливо показывают ненужность и паразитизм этой власти. Часто, в боязни самоорганизации, сказывается опасение репрессий или общая неуверенность в своем положении, например, вследствие экономических трудностей, массовых увольнений, трудностей с поиском работы. Но что нам осталось терять? Только «наш» многомиллиардный долг. Часто люди забывают или вовсе не представляют о возможности самоорганизации. За долгие годы растительного существования, люди слишком привыкли к механическому выполнению своих обязанностей и иррациональной вере в добрых правителей. Сначала у нас отбили желание самоорганизовываться, потом забрали саму память об этом умении. При полном властном контроле школ, университетов, СМИ, не так уж сложно программировать и контролировать общественное сознание. Как уже говорилось выше — для любой власти, любого режима, живой пример самоорганизации является убийственным. Подобная информация тщательно замалчивается, или, при невозможности игнорирования, искажается и подается в отвратительном свете. Поэтому ниже предлагаем познакомится с некоторыми примерами самоорганизации. ЭКОНОМИКА ДАРА Сейчас, одной из актуальнейших стала проблема в сфере образования. Чиновники подсчитывают сколько учителей требуется сократить и насколько урезать зарплату оставшимся. Учителя возмущаются. Ученики и их родителей переживают, что и так невысокий уровень образования, после такого вмешательства станет еще ниже. И снова при всеобщем недовольстве ситуацией, практически не происходит поиска альтернативы (спор о количестве сокращенных преподавателей — две или десять тысяч — трудно назвать серьезной алтернативой решения проблемы). Возможно, в централизованной государственной системе образования, увольнения — это единственный вариант. Однако в рамках самоорганизации — вариантов и возможных перспектив оказывается гораздо больше. Как уже говорилось выше, примерно половина работы до сих пор выполняется безвозмездно. Но даже отказ от бескорыстности может выглядеть иначе, чем мы это наблюдаем в современном обществе. Два десятилетия назад, во французском городе Эври, происходил удивительный социальный эксперимент. Жителям, по инициативе «Ассоциации по развитию сети взаимного обмена информацией и коллективного творчества» (или короче – «Сети»), предложили обмениваться своими знаниями и опытом. Эта простая по сути идея основана на следующем: независимо от возраста, социального происхождения и общественного положения каждый может чему-то научиться у другого и передать собственные знания. Предлагался обмен именно опытом и знаниями, но не услугами. Естественно, никто не бегал по магазинам и не вел чье-то домашнее хозяйство за то, что его самого обучали играть на трубе! «С этим у нас все согласны», — подчеркивала тогда Надин Курси, единственная освобожденная сотрудница ассоциации. В основном ее работа заключалась в том, чтобы обходить в городе каждого члена «Сети», способствовать установлению контактов между людьми, то есть знакомить людей друг с другом, и проверять, на должном ли уровне проводится обмен соответствующим опытом и знаниями. Изначально в «Сети» было пятьдесят семей, но со временем многие новые члены специально переезжали в Эври, прослышав про «Сеть». Занятия проходили на дому то у одного, то у другого члена ассоциации, благодаря чему вся система действовала гибко. Случалось, что в процессе обучения участвовало очень много людей. Так, однажды, целых пятнадцать человек изъявили желание заняться авторемонтным делом. Найти для них помещение было настоящей головоломкой. Хозяева жилых домов предлагали сдать внаем свободные комнаты. Пойти на это не представлялось возможным, потому что ассоциация не брала взносов со своих членов, а сами они считали, что ценность измеряется не деньгами! Нужно было искать какой-то выход. В результате проведенных поисков нашли одного владельца станции техобслуживания, который согласился предоставить помещение для занятий и посвятить членов группы в тайны автомобиля. А сам он, в свою очередь, выразил желание заняться изучением английского языка. Инфраструктура «Сети» была проста: все, кто желали, могли связаться с Надин по телефону; издавался мини-бюллетень, в котором распечатывался перечень предложений и потребностей... Но основная сложность, заключалась в следующем: каждый должен был быть уверен в том, что он что-то знает. «Так я же ничего не знаю» — такова была реакция тех, с кем приходилось говорить по телефону. Люди не привыкли задумываться над тем, что они знают. РАБОЧИЙ КОНТРОЛЬ В начале этого года, появилась информация, что один из латвийских фанерных заводов, купленный не так давно иностранцами, планируют продать из-за убыточности. Причем говорилось, что если этого не удастся сделать до мая, то его просто закроют, дорогостоящее оборудование утилизуют, а работников уволят. В это время, экономисты все чаще сравнивали нашу страну, точнее современную ситуацию в ней, с ситуацией в Аргентине десять лет назад. Так почему бы не прибегнуть к самоорганизационному опыту аргентинских рабочих, в ситуации, когда государство не способно найти несколько миллионов латов (в то время, как только чиновничий аппарат сжирает во много раз больше) и сохранить в стране хоть какое-то производство, тем самым защитив людей от увольнения (в случае увольнения, те же самые миллионы будут потрачены на выплату пособий — удивительная недальновидность)? Во второй половине девяностых годов, при правительстве президента Менема в Аргентине были приватизированы все предприятия и отрасли экономики. Основными покупателями являлись фирмы США. До этого иностранный капитал проникал в страну, в основном, за взятки, а при правительстве Менема ему была предоставлена полная свобода. Американцы покупали многие предприятия и тут же их закрывали (тоже делает сегодня ЕС с Латвией, разрушая все сферы местной производственной экономики, провоцируя крестьян отказываться от использования земли в сельском производстве...). Таким образом погибла, например, авиационная промышленность Аргентины. А в это самое время, МВФ расписывал преимущества «аргентинской модели», которую представлял как пример подражания для всего мира (и наши «избранные» тоже продолжают покорно выполнять требования МВФ и гробить экономику страны). Разразившийся в Аргентине глубокий политический и экономический кризис, привел к дефолту, девальвации, волне массовых сокращений (обо всех этих явлениях постоянно слышно в разговорах о перспективах нашей страны). Аргентинцы ответили протестными выступлениями, после чего власти развернули коллосальные репрессии, вплоть до убийства активистов, а рабочие начали широкое движение за захват предприятий. В основном, это происходило в ответ на закрытие, вызванное разорением хозяев, часто хозяева просто сбегали, не позаботившись даже выплатить рабочим долги по зарплате. На начало 2004 года были захвачены и самоуправлялись около 170 предприятий, на которых было занято примерно 10 тысяч человек. Спектр их деятельности оказался весьма широк: от изготовления хлеба до металлургии, от транспорта до ресторанно-гостиничного дела, от текстильной промышленности до сферы развлечений... На предприятиях был установлен режим равенства — все решения принимались общими собраниями, а работники получали одинаковую зарплату. Они стремились расширить эту перспективу как на смежные территории, так и на общество в целом, служа одновременно единицами материального производства и культурно-политического развития. Однако когда волна «кастрюльных маршей», названных так по тактике протестующих, колотивших по пустым кастрюлям во время демонстраций, схлынула, а система во главе с новым президентом стабилизировалась, этот значительный сектор трудящихся, живший какое-то время в условиях самоуправления, столкнулся с проблемой возвращения собственности прежним хозяевам, требовавших восстановления «своих прав», совершенно игнорируя тот факт, что совсем недавно они бросали и предприятия и работавших там людей на произвол судьбы. Те, кто сопротивлялся этому, подвергались репрессиям и принудительной эвакуации с применением полицейских дубинок и слезоточивого газа. Но часть коллективов не прекратила борьбы за самоорганизацию и продолжила отстаивать право самостоятельно управлять своими жизнями. Против полиции в уличных боях, против бывших владельцев — в суде. КОММУНЫ АРАГОНА Сельское хозяйство в нашей стране, сегодня практически уничтожено. То, что не смогли разрушить сами, неумелым управлением, похоронили брюссельские директивы. Затравленная молочная промышленность, свертывание сахарного производства, повлекшее отказ от выращивания сахарной свеклы, как апофеоз циничности европейских благодетелей — денежное поощрение местных крестьян за неиспользование земли, узаконенный геноцид крестянства как класса. Стоит выехать в сельскую местность и увидите, что по стране словно мор прокатился — практически нет засеянных полей, не видно домашнего скота, вырубленные под корень леса... Наши «избранные» так увлеклись отстаиванием независимости в рамках ЕС, что попади латвиец прошлых лет в сегодняшнюю Латвию, он наверняка бы не узнал свою страну. В качестве удивительного по размаху примера самоорганизованной дейтельности, в том числе создания успешных сельско-хозяйственных производственных коллективов, можно рассказать историю Испании 30-х годов прошлого века. На рубеже 20-х и 30-х годов в Испании, как и во всём мире, нарастал социально-экономический кризис. В феврале 1936 года на выборах в парламент победил блок левых сил — «Народный фронт». Однако уже 17 июля 1936 года в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж. В ответ рабочие вышли на улицы и вступили в бой с мятежниками. В течении трех дней путч был подавлен на большей части территории страны. Однако началась изнурительная гражданская война между фашистами и сторонниками республики. В этот период в Испании происходила социальная революция, не знавшая себе равных. Еще в 1932-1933 годах по всей Испании прокатилась волна либертарных восстаний — восставшие захватывали городки и села, создавали независимые кооперативы, организовывали рабочие комитеты и брали под контроль производство. Население сельских районов образовывало вольные самоуправляемые коммуны. Обычно новый порядок провозглашался без каких-либо трудностей и жертв. Мир, радость и похожая на рай гармония царили вплоть до прихода войск. После этого движение кроваво подавлялось. Борьба с фашизмом только усилила антикапиталистические настроения в испанском обществе. В основных очагах социальной борьбы (Каталония, Андалусия, Арагон) интенсивность социальных преобразований значительно возросла. Прогресс в положении трудящихся был налицо: зарплата существенно возросла, разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми сильно сократился. Люди смогли впервые работать без хозяев и боссов и самостоятельно организовывать свой труд. В это же время была создана либертарная феминистская организация «Мухерес Либрес» (Свободные Женщины), поставившая своей целью борьбу с традиционным патриархализмом испанского общества и вовлечение женщин в общественную, политическую и культурную жизнь. Количество детей, обучавшихся в школах Барселоны, возросло с июля 1936 по июль 1937 года с 30 до 100 тысяч человек. Благодаря революционным преобразованиям многие рабочие и крестьяне впервые смогли посетить театр и кино, поскольку часть прибыли инвестировались в культурные проекты. Гораздо дальше зашла социальная революция в испанской деревне. Там развернулся массовый процесс свержения местных властей. На общих собраниях крестьян принимались решения о создании кооперативов (которые получили название «коллективы»). При этом члены коллективов добровольно объединяли свою землю, а часто даже свои денежные средства. Каждая семья сохраняла небольшой огород исключительно для собственных нужд. Одновременно, тот, кто желал обрабатывать собственную землю самостоятельно, отдельно от коллектива, не лишался такой возможности, но часто коллективы объединяли всех жителей деревни или подавляющее их большинство. Наиболее обширные изменения общества произошли в северном регионе Арагон. В арагонских коллективах жили 500 тысяч человек — большая часть населения региона. В их распоряжении находились 60% обрабатываемых земель. Внутри коллективов не было какой-либо иерархии, все пользовались равными правами. Главным решающим органом всегда было регулярное общее собрание членов, которое собиралось раз в месяц. Для текущей координации коммунальной и хозяйственной жизни избирались комитеты, однако их члены не пользовались какими-либо привилегиями и не получали особого вознаграждения за свою работу — все они, должны были продолжать обычную трудовую деятельность. Каждый взрослый член коллектива (кроме беременных женщин) работал. Труд был организован на принципах самоуправления. Бригады, состоявшие из 5-10 человек решали все основные рабочие вопросы на ежевечерних собраниях. Во многих коллективах Арагона были отменены деньги и товары предоставлялись бесплатно из магазина коллектива по потребительской книжке (определенные виды продуктов рационировались, поскольку шла война, зато некоторые, например, такие как вино, масло во многих местах выдавались без всяких ограничений) — такая система, должна было помочь установить реальные потребности каждого из жителей, чтобы затем ориентировать производство на конкретные нужды людей. Промышленные предприятия были включены в хозяйственную систему общины, что способствовало воссоединению индустрии и сельского хозяйства. Коллективы объединялись в окружные федерации. В рамках таких объединений, создавались экспериментальные фермы и технические школы, организовывалась взаимопомощь между коллективами с предоставлением друг другу машин и рабочих рук. Несмотря на все сопутствующие войне трудности, деятельность арагонских коллективов оказалась чрезвычайно успешной. Даже по официальным данным, урожай в регионе в 1937 году возрос на 20%, в то время как в других районах страны он сократился. В Арагоне строились дороги, школы, больницы, фермы, учреждения культуры — во многих селениях впервые; осуществлялась механизация труда. Многие жители впервые получили доступ к медицинскому обслуживанию и свободному образованию (врачи и учителя становились полноправными членами коллективов). Развитие самоорганизации в Арагоне было прервано испанской буржуазией в союзе со сталинистской компартией Испании. В мае 1937 года «коммунисты» спровоцировали кровавые бои в Барселоне, где полиция под их командованием напала на рабочих-либертариев. В ходе боев рабочим почти удалось разгромить силы буржуазно-сталинистской коалиции, но предательство в рядах руководства, позволило ввести в столицу Каталонии правительственные войска, практически сразу развернувших террор против либертариев. Затем пришла очередь Арагона. Танковый дивизион «коммунистического» генерала Листера был снят с фронта и железными гусеницами прошелся по арагонским коммунам. Треть коллективов была распущена, остальные так никогда и не оправились от разгрома. Сотни активистов были арестованы, многие казнены и высланы. Правительство ввело жесткий государственный контроль. В марте 1938 года фашистские войска генерала Франко ворвались в обескровленный и обессиленный Арагон и довершили разгром. Через год пришел конец и всей Испанской Республике, где установилась фашистская диктатура Франко. ХВАТИТ ГОЛОСОВАТЬ — ДЕЛАЙ СВОЮ ЖИЗНЬ САМ! http://www.left.lv/index.php?newsid=24
Источник: http://www.left.lv/index.php?newsid=24
|
Категория: Латвия | Добавил: Проходящий (29.09.2010)
|
Просмотров: 639 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
» Информация! |
Все материалы на сайте представлены исключительно в ознакомительно-дискуссионных целях! Мы не преследуем никакой коммерческой выгоды! Авторам и всем кто желающим внести поправки, замечания, предложения - просим связаться с администрацией сайта. |
Бродяга Мы рады Вас видеть.
текущее
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Пользователи, посетившие сайт за текущий день :
|