Есть ли среди требований ВТО к Украине снижение или отмена
акцизов на автомобили? Кто может повлиять на это решение? Об этом – из первых
уст.
Принимая участие в переговорах с ВТО в составе делегации Украины
и проводя неформальные консультации с Женевой и Брюсселем по линии ВААИД, я
неоднократно сталкивался с дипломатической школой чиновников ВТО и ЕС, школой,
лишенной эмоций, жесткой, в моем представлении – «прусской». Ведь существующие
ныне ставки ввозных пошлин на авто 10% от таможенной стоимости были предложены
Украиной еще в 2002 году в Консолидированном предложении по вступлению в ВТО и
должны были начать действовать с момента вступления в эту организацию. Тем не
менее, за это время пошлина на импорт авто регулярно поднималась: сначала до
15%, с 31.03.2005 г. – до 20%, а с 09.08.2005 г. – до 25% от стоимости
автомобиля.
|
Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и
дилеров |
Заграница не поможет
Чиновники ВТО выражали заинтересованность и обеспокоенность, но, тем не
менее, ситуация не менялась. А в подтексте звучало: «Украина взяла на себя
обязательства установить пошлину 10% при вступлении в ВТО, а до вступления в ВТО
украинские законодатели имеют право устанавливать пошлину хоть 100%, для
европейских чиновников не имеет значения, как себя чувствуют украинские
автоимпортеры и покупатели импортных автомобилей, на плечи которых ложится
дополнительная налоговая нагрузка».
ВААИД пришлось самой противостоять повышению пошлин до планируемых 35%,
показывая парламентариям расчеты возможных потерь бюджета от такого шага. Именно
в марте 2005 года, на одном из совещаний в Кабмине, когда мы декларировали, что
при 35% пошлины часть авторынка неминуемо уйдет в «тень» и бюджет ожидают
потери, премьер-министр предложила снизить пошлину до 20%. В марте 2005 года
Совет импортеров при Кабинете министров Украины единогласно поддержал обращение
к правительству не повышать пошлину на импорт авто до 35%. В результате с
31.05.2005 года она стала 20%, а не 35%, как планировалось изначально. Но
поднятие пошлины было остановлено решением главы Кабмина, а не осторожной
реакцией ЕС и ВТО. Таким образом, мы все больше переставали верить в магию
знаменитой фразы: «Заграница нам поможет!»
И я не могу объяснить массовую эйфорию в СМИ по поводу предполагаемых
изменений в законодательстве относительно акциза для импортных автомобилей.
Причем я не совсем уверен, читали ли документы ВТО и правильно ли их трактуют
так называемые эксперты, рассуждающие на тему: «В статье 192-й Протокола о
вступлении в ВТО говорится…». Начнем с того, что в Протоколе о вступлении
Украины в ВТО всего-то 10 статей… И речь, видимо, идет о приложениях: GATT
(список тарифов по товарам) с базой данных и GATS (список тарифов по услугам).
Действительно, в ст. 150 списка GATT говорится об акцизном сборе. Дословно:
«Некоторые члены рабочей группы… констатировали, что акцизный сбор на
транспортные средства зависит от объема двигателя, таким образом является
дискриминационным по отношению к автомобилям с большим объемом мотора».
Пошлина – 0%?
Мое личное мнение, что автомобили – это не подакцизный товар, поскольку не
соответствуют определению подакцизного (не высокорентабельные, не являются
предметами роскоши). И я, как и все автоимпортеры, за снятие любых тарифных и
нетарифных торговых ограничений и барьеров (и пошлину хотел бы нулевую, как
внутри ЕС, и акциз на автомобили снять)… Но давайте не заниматься
мифотворчеством, а смотреть правде в глаза. Ни правительство, ни парламент не
пойдут на снятие акциза с автомобилей, даже если бы ВТО на самом деле требовала
принятия подобных мер. А скорее захотят заработать на растущем авторынке,
единственном, на котором из-за вступления в ВТО упали цены.
Автомобили – не подакцизный товар. И
я, как и все автоимпортеры, – за снятие любых ограничений на их импорт, в том
числе и за нулевую ввозную пошлину.
А тут ведь и требований нет. Чиновники ВТО всего лишь обратили внимание
украинской стороны в ст. 150, что акциз является дискриминационным по отношению
к автомобилям с большим объемом двигателя. Причем в статьях 151, 152 украинская
сторона заверила, что выполнила требования ВТО по отмене льгот по акцизу
автопроизводителям (главное требование ВТО!). А в таблицах 16А и 16Б, которые по
сути – часть Протокола, фиксируется сводный перечень действующих на сегодня
ставок акцизных сборов, т. е. существующие ставки акциза зафиксированы в
Протоколе и это не вызвало никаких возражений у чиновников ВТО. И в ст. 165
цитирую: «Представитель Украины подтвердил, что с даты вступления в ВТО Украина
будет применять национальные налоги, в том числе акцизный сбор и налог на
добавочную стоимость… без любой дискриминации по отношению к импорту как всех
стран–членов ВТО, так и к продукции украинского происхождения. Рабочая группа
приняла к сведению это обязательство».
Надеемся на себя
Никакая «заграница» нам не поможет, и если мы хотим изменить обложение
автомобилей акцизным сбором или вообще вывести автомобили из перечня подакцизных
товаров, то должны надеяться только на себя: вносить предложения, приводить
доводы, убеждать чиновников и народных депутатов, что государственный бюджет
ничего не потеряет от уменьшения налогов. В мировой практике добиваются
наполнения бюджета не увеличением пошлин, а расширением базы налогообложения.
Налоги уменьшатся, но и больше автомобилей будет импортировано в Украину,
соответственно, наполнение Госбюджета даже вырастет.
|